img-time

Пн-Пт
9-19:00

img-phone

(073) 485-05-68
(Viber, Telegram)

Развитие ребенка от 1 до 3 лет

Укр Рус

Если вы открыли эту статью, то вас можно поздравить – ваш малыш уже отпраздновал свой первый день рождения! Самый трепетный этап уже пройден. Дальше вам предстоит долгий путь изучения этого мира. После первого дня рождения ребенка темпы роста начинают замедляться. Ваш малыш все еще нуждается в вашей заботе и внимании, но он становится очень активным. Если ребенок еще не ходит, то он или она скоро начнет ходить. Ходьба дает возможность исследовать области, которые раньше были недоступны, и практиковать независимость.

Врачи используют вехи, чтобы определить, развивается ли ребенок так, как ожидалось. Существует широкий диапазон того, что считается нормальным, поэтому некоторые дети могут овладеть навыками раньше или позже, чем другие. В этой статье мы подробно поговорим о том, как проходит раннее развитие ребенка и на какие этапы стоит обратить внимание при достижении 1-го, 2-х и 3-х лет.

Развитие ребенка в 1 год

По мере того, как ваш ребенок продолжает расти, вы заметите, что у него развиваются новые и захватывающие способности. Хотя дети могут прогрессировать с разной скоростью, но в этом возрасте малыши уже активно пробуют ходить, а к 15-му месяцу и вовсе способны это делать без поддержки. Он также может остановиться, присесть на корточки, сесть на стул и подняться. Успехи малыша в движениях распространяются и на танцы, и на подъем по лестнице – он может добраться практически в любой участок дома! Годовалый ребенок также способен:

  • Играть с игрушками, толкать их и тянуть
  • Строить башни из блоков
  • Бросать мячик сверху
  • Собирать пазлы из двух-трех частей
  • Делать каракули цветными карандашами
  • Правильно пить из чашки и учиться есть ложкой
  • Снять простую одежду
  • Спать 10-12 часов ночью и дремать днем

Кроме того, ребенок уже начинает полноценно говорить. Развитие речи очень интересно для родителей, поскольку они наблюдают, как их дети становятся социальными существами, которые могут взаимодействовать с другими людьми. Раннее развитие детей от 1 года чаще всего сопровождается:

  • Имитацией различных звуков, в том числе и звуки животных
  • Способностью в годик говорить от 4 до 6 простых слов
  • Способностью в 1,5 года говорить от 10 до 15 слов
  • Способностью ближе к двум годам использовать простые фразы и формулировать предложения из двух слов
  • Огромным количеством вопросов и использованием негативных фраз

У годовалого малыша также развивается понимание многих вещей. Примерно к 18 месяцам дети начинают понимать символы — взаимосвязь объектов и их значения. Ребенок машет на прощание и играет в ладошки, понимает простые вопросы и команды, понимает причинно-следственную связь. Будьте готовы к тому, что ваш малыш будет исследовать ящики и коробки, рыться в ваших вещах. Он способен имитировать различные ситуации – работу по дому или кормление куклы.

В этом возрасте нужно быть осторожными с мелкими предметами, которыми они могут подавиться, поскольку они находятся на стадии класть предметы в рот. После того, как эти меры предосторожности выполнены, позвольте годовалому ребенку побродить и ощупать различные предметы. Вы можете позволить ребенку почувствовать пушистость одеяла или шероховатой бетонной поверхности. Позвольте им раздавить в руке разные продукты, например, чернику, и узнайте, какие продукты на ощупь одинаковы или имеют разную текстуру.

Когда дети начинают ходить, они могут проявлять независимость и стараться ходить дальше от родителей. Тревога разлуки и страх перед незнакомцами могут уменьшиться, а затем вернуться примерно в 18 месяцев. Ребенок может чаще отказываться от команд и потребностей и начать устраивать истерики.

В возрасте одного года родители могут помочь малышу в развитии. Для этого необходимо:

  • Давать ребенку игрушки, которые можно наполнять и опорожнять, а также игрушки для воображаемой игры
  • Давать ребенку решать простые головоломки из двух-шести частей
  • Поощрять ребенка помочь в домашних делах
  • Говорить с ребенком ясным простым языком о том, что вы делаете
  • Правильно использовать названия предметов, даже если ваш ребенок этого не делает. Например, ваш ребенок может сказать «ва-ва», а вы скажете «верно, вода»
  • Кормить малыша во время семейного обеда

Развитие ребенка в 2 года

Дети превращаются из младенцев в малышей на втором году жизни. Они становятся более независимыми в повседневных делах, таких как одевание/раздевание. Они делают большие успехи в общении, и их словарный запас медленно увеличивается в течение первых 6 месяцев, а затем быстро расширяется в течение вторых 6 месяцев. На этом этапе большинство двухлетних детей могут использовать простые предложения из двух слов.

По мере того, как ваш ребенок продолжает расти, вы заметите, что у него развиваются новые и захватывающие способности. К ним можно отнести то, что он:

  • Хорошо ходит и бегает, может неловко прыгать
  • Начинает бросать, пинать и ловить мячи
  • Может на мгновение встать на одну ногу
  • Залезает на конструкции детской площадки, поворачивает дверные ручки и крышки
  • Начинает кататься на трехколесном велосипеде
  • Развилась праворукость или леворукость к 3 годам
  • Переворачивает страницы в книге одну за другой
  • Имеет хорошее управление большим и указательным пальцами
  • Может пить через соломинку
  • Начинает контролировать мочевой пузырь и кишечник

При этом речь в этом возрасте становится более четкой, и ребенок начинает строить предложения. Он уже способен произносить от 200 до 300 слов, складывать вместе слова, состоящие из подлежащего, глагола и дополнения (например, «я хочу мяч»). Малыш с легкостью может назвать картинки и некоторые части тела. Двухлетний ребенок вполне способен понимать, какие вещи принадлежат ему, он может назвать свое имя, возраст и пол. При правильном процессе развития малыш умеет считать до 3-х предметов и пробовать решать небольшие проблемы самостоятельно.

Примерно через 6 месяцев после первых шагов у малышей развивается более зрелая походка: они могут держать руки по бокам (а не перед собой для равновесия) и передвигаться, ставя ноги ближе друг к другу. Они также склонны двигать ногами так, что это больше похоже на ходьбу — с пятки на носок. В течение этих месяцев практики большинство малышей делают несколько падений, но это часть обучения ходьбе. Вы не можете защитить своего ребенка от каждого падения, но вы можете снизить риск получения травм, проводя «тренировки» в безопасных местах, подальше от острых углов мебели и других опасностей. 

Через пару месяцев ходьбы ваш ребенок начнет чувствовать себя более уверенно при ходьбе и примет новые вызовы, такие как поднятие и перенос предметов, движение, таща за собой игрушку, и подъем по лестнице. К середине или концу второго года жизни ваш ребенок может научиться бегать, начать пинать мяч и пытаться бросать мяч. К 2 годам ваш ребенок может прыгать на месте.

Раннее развитие ребенка в 2 года должно сопровождаться следующей поддержкой со стороны родителей:

  • Дайте ребенку возможность выбора: например, скажите: «Ты хочешь банан или апельсин?» 
  • Позвольте ребенку помогать по дому, например, вытирать пыль, подметать или сортировать белье
  • Читайте вместе с ребенком книжки с картинками и рассказами 
  • Пусть ваш ребенок играет с кубиками, мячами, мелками и/или глиной. Следите за игрой, чтобы ваш ребенок не клал предметы в рот, уши и т. д. 
  • Пойте песни, включайте детскую музыку и танцуйте вместе с ребенком 
  • Посмотрите вместе с ребенком семейные фотографии и расскажите историю 
  • Научите части тела во время одевания и купания 
  • Считайте предметы вслух, чтобы научить ребенка числам (например, считать яйца в коробке, лестницы, когда вы поднимаетесь, или пальцы рук и ног). 
  • Играть с мыльными пузырями 
  • Ограничьте время просмотра телепередач и видео 
  • Предоставьте ему возможность получить социальный опыт вне дома

Развитие ребенка в 3 года

Дети в этом возрасте любят играть в придуманные игры. Однако их воображение иногда может убежать вместе с ними и даже напугать их. Прислушивайтесь к страхам вашего ребенка и будьте рядом, чтобы утешить и успокоить его или ее, когда это необходимо. Что должен уметь ребенок в 3 года:

  • Свободно бегать и прыгать, ходить по лестнице без посторонней помощи, ездить на трехколесном велосипеде
  • Самостоятельно мыть и сушить руки
  • Легко рисовать прямые линии и копировать круг
  • Хорошо пользоваться ложкой и кушать
  • Самостоятельно одевать и раздевать, кроме пуговиц и шнурков
  • Концентрироваться на задачах в течение восьми или девяти минут

В этом возрасте ваш ребенок чрезвычайно активен, подвижен и учится физически. Дети в этом возрасте ходят, бегают, пинают и бросают. Они исследуют свой мир и осваивают новые навыки, например, бьют по мячу или катаются на трехколесном велосипеде. 3-летние дети от природы активны, поэтому не забудьте предоставить ребенку достаточно возможностей для практики и развития этих навыков. Постарайтесь каждый день посвящать не менее 30 минут для физической активности и не менее 60 минут для активных игр.

Прогулки, игры, изучение заднего двора или использование игрового оборудования в местном парке может быть развлечением для всей семьи. Возможности безграничны — придумывайте свои собственные активные идеи или следуйте примеру своего ребенка. Сосредоточение внимания на этих занятиях также может помочь ограничить количество времени, которое ваш ребенок проводит за просмотром телевизора или играми на компьютере, планшете или смартфоне.

В трехлетнем возрасте малыш способен вести беседы с родителями и другими детьми. Что должен знать ребенок в 3 года:

  • Разницу в размерах (большой – маленький)
  • Прошедшее и настоящее время
  • Правила использования предлогов (на, под, сзади) и местоимений (я, ты, он)
  • Свое полное имя и возраст
  • Как считать до 4-х предметов

Малыши в этом возрасте также будут пытаться самостоятельно решать проблемы, которые с ними случаются (например, попытаться склеить разбитую вазу). Теперь главной задачей родителей трехлетнего малыша будет поддержка в развитии. При этом не забывайте давать ему свободу для самостоятельного изучения мира. Вот несколько советов для родителей:

  • Проводите время, позволяя ребенку поговорить с вами и рассказывать вам истории
  • Объясняйте ему, как работают разные устройства и явления
  • Пусть ваш ребенок делает самостоятельно как можно больше – когда одевается, чистит зубы и расчесывает волосы.
  • Попросите ребенка помочь с простыми делами, такими как сбор игрушек.
  • Читайте вместе с ребенком рассказы и просите ребенка назвать картинки в рассказах или пересказать часть рассказа
  • Дайте ребенку безопасное пространство для катания на трехколесном велосипеде
  • Слушайте детскую музыку вместе с ребенком и танцуйте
  • Потренируйтесь считать вместе с ребенком
  • Пусть ваш ребенок поиграет с куклами, машинками или игрушечными кухонными принадлежностями
  • Пусть ваш ребенок использует свое воображение, играя с пластилином
  • Покажите ребенку, что вы гордитесь любым произведением искусства, и повесьте его для демонстрации.
  • Научите ребенка цветам

Итог

Не переживайте, если какой-то из пунктов не проявился у вашего малыша. Дети достигают вех в том порядке, как они играют, учатся, говорят, действуют и двигаются. Все дети развиваются в своем собственном темпе, но эти вехи дают вам общее представление об изменениях, которые можно ожидать по мере роста вашего ребенка. Нет необходимости заставлять малыша говорить, если он не произносит указанное количество слов, - он обязательно наверстает упущенное немного позже. Просто продолжайте заниматься с ним, пользуясь нашими советами и придерживаясь рекомендаций врачей.

Теперь вы знаете, какие особенности развития проявляются у малышей в возрасте от 1-го до 3-х лет. В следующей статьей мы расскажем вам, чего ждать от ребенка и как правильно с ним заниматься при достижении 3-7 лет.